Завод кранов Все о грузоподъемном оборудовании Общее устройство и работа козловых кранов

Общее устройство и работа козловых кранов

Козловой кран — это оборудование мостового типа с однобалочной или двухбалочной конструкцией, поддерживаемой отдельно стоящими опорами, которые перемещаются по подкрановому пути или на колесах.

Электрические козловые краны чаще всего эксплуатируются на открытых площадках. Они перемещаются по рельсам, установленным на бетонные фундаменты, по прямой линии в специально отведенной рабочей зоне. Небольшие переносные устройства (МПУ) передвигаются на колесах. Они могут использоваться в крытых сооружениях и перемещаться по объекту для выполнения несложных производственных работ. Крановые системы козлового типа применяются для монтажа конструкций, перемещения тяжелых деталей на производственных объектах, перегрузки контейнеров в портах, погрузки и разгрузки грузов на складах и в других сферах промышленности.

Устройство козловых кранов зависит от требуемой грузоподъемности, габаритов перемещаемого груза и рабочих условий. Выбор подходящего оборудования позволяет сэкономить время, повысить производительность и обеспечить безопасность операторов и грузов.

Устройство основных узлов козлового крана

Общее устройство козловых кранов зависит от их назначения и отличается конструкцией опорных балок и моста. Их конструктивные особенности напрямую связаны с грузоподъемностью, габаритами, типом перемещаемого груза и условиями, в которых используется оборудование. Кроме этого, они влияют на расходы, связанные с изготовлением, транспортировкой и монтажом крановой системы.

Опорные стойки козлового крана

Одними из основных компонентов крановой системы козлового типа являются опоры, которые сваривают в виде А-образной рамы. Существует 2 типа опорных балок:

  • жесткая — обеспечивает устойчивость конструкции, фиксируется на определенной точке и не может регулироваться по высоте;
  • гибкая — компенсирует неровности или наклон поверхности, позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям, может быть отрегулирована на разную высоту.

Нижняя часть опоры спроектирована с увеличенным расстоянием между опорными стойками, что обеспечивает устойчивость конструкции. В некоторых схемах козловых кранов вместо традиционных опор с двумя балками используется одна прямоугольная балка. В таких случаях устойчивость достигается за счет конструктивных особенностей основания.

Мост козлового крана

Мост (пролетное строение)— это длинная горизонтальная конструкция, охватывающая всю ширину рабочей зоны. Она может включать одну или две балки и является основной опорой для грузоподъемной тележки и груза. Размер, длина и количество пролетных балок зависят от веса поднимаемого груза:

  • однобалочные конструкции — используются в крановых системах грузоподъемностью до 20 т и пролетом до 40 м;
  • двухбалочные конструкции — применяются в крановых системах грузоподъемностью до 50 т и пролетом более 40 м.

Для изготовления моста используется сварная балка коробчатого типа. Коробчатая конструкция имеет высокую прочность и жесткость, позволяет изготовить более длинный пролет моста и обеспечивает большую грузоподъемность.

Механизмы козлового крана

К основным механизмам, устанавливаемым на крановые системы, относятся: ходовая система, грузоподъемная тележка, грузовая лебедка, кабина крановщика. Они обеспечивают перемещение оборудования по рабочей зоне, подъем груза и оснащены устройствами управления и безопасности козлового крана.

Ходовая система козлового крана

Механизм перемещения включает ходовые тележки с колесами, которые установлены в основании опор. Колесный механизм ведущих тележек приводится в движение электродвигателем, причем привод для каждой тележки раздельный. Крутящий момент передается с помощью редукторов.

Крановые системы весом более 30 т оснащены механизмом торможения, который предназначен для безопасного управления перемещением крана и предотвращения его нежелательного движения или спонтанного смещения. В зависимости от конструкции крановой системы устройство тормоза козлового крана имеет некоторые отличия. Существует два основных типа тормозов:

  • колодочные — устанавливают на кранах с центральным приводом для обеспечения равномерного распределения усилия на все колеса, благодаря этому колодки на всех колесах изнашиваются одинаково;
  • гидравлические (объемные гидромашины) — устанавливают на кранах с раздельным приводом, состоят из насоса, редуктора и аккумулятора, благодаря им обеспечивается плавное торможение.

При раздельном приводе не рекомендуется использование колодочных тормозов. Это связано с тем, что каждое колесо движется с индивидуальной скоростью, что приводит к неодинаковому износу колодок. В результате возможен перекос, способный спровоцировать аварию.

Грузовая тележка

Устройство грузовой тележки козлового крана зависит от расположения направляющих и типа привода. Существует 4 вида грузовых тележек:

  • монорельсовые — передвигаются по нижней полке моста, в современных кранах используются очень редко из-за неустойчивости и быстрого изнашивания;
  • двухрельсовые — наиболее распространенный универсальный тип, подходят для перемещения по верхней и нижней полке моста;
  • канатные — используются в крановых системах малой и средней грузоподъемности, в которых грузоподъемное устройство стационарно закреплено на мосту;
  • самоходные — оснащены отдельным электроприводом и подъемным механизмом, передвигаются по специальным направляющим.

Лебедка

Лебедки оснащаются нарезным барабаном, на который наматывается трос, или канатоведущим шкивом. Лебедки с нарезным барабаном надежнее, но они более тяжелые и громоздкие. Для уменьшения высоты грузовой тележки шарнир для соединения монтируют на балке, в отдельных случаях применяются редукторы. Также тележки могут быть оборудованы механизмом поворота грузовой лебедки.

Кабина управления козлового крана

Существует два типа кабин:

  • Стационарная — устанавливается на мосту длиной до 25 м, располагается возле опорной стойки, смещена в пролет до 3 м. Она обеспечивает необходимый обзор для наблюдения за работой крана.
  • Подвижная — подходит для крановых систем с пролетом любой длины, передвигается вместе с грузоподъемной тележкой и устанавливается на расстоянии 1,5-2,5 м от тросов. Крановщик имеет более широкий обзор, поэтому может лучше контролировать перемещение груза, что снижает риски несчастных случаев.

Тип кабины выбирается в зависимости от длины пролетного строения и требуемого уровня обзора.

Электрооборудование козлового крана

Устройство электрооборудования козлового крана подразделяется на 2 части:

  • основные компоненты — электромоторы, контакторы, выключатели, релейные элементы, тормоза, органы управления, кабеля, которые обеспечивают подъем/опускание груза и перемещение крановой системы;
  • вспомогательные компоненты — приборы измерения, светильники, которые обеспечивают контроль и освещение.

Приборы и устройства безопасности козлового крана

Крановые системы оснащают различными дополнительными опциями, которые повышают эффективность и безопасность эксплуатации. Они могут быть включены в схему козлового крана при проектировании или установлены позже в процессе модернизации.

Ограничитель подъема груза — это устройство безопасности козловых кранов, которое монтируется перед грузозахватным органом. Он оснащен датчиком, который считывает вес поднимаемого груза. Если вес груза превышает допустимый, срабатывает система автоматического отключения подъема, предотвращая аварийную ситуацию.

Пульт дистанционного радиоуправления с кнопками, рычагами и другими командными механизмами для перемещения и точного позиционирования груза позволяет оператору управлять краном с пола. Систему дистанционного управления можно установить на этапе производства оборудования или в ходе эксплуатации.

Крановые весы обеспечивают точное измерение веса груза при его подъеме, что предотвращает перегрузку крана, увеличивает его безопасность и срок службы. Прибор состоит из дисплея и элементов подвеса, крепится к грузозахватному устройству.

Частотный преобразователь подключают к системе управления электромоторами тележки. Плавный пуск и остановка исключают рывки, что обеспечивает более точное перемещение и позиционирование груза. Также использование частотного преобразователя снижает нагрузку на двигатели и механизмы, что увеличивает срок службы оборудования и минимизирует риски аварийных ситуаций.

Рельсовый захват — противоугонное устройство, которое устанавливают для удерживания оборудования при сильном ветре. Ручные рельсовые захваты просты по конструкции и в обслуживании, но из-за низкой силы зажима имеют низкую безопасность и подходят только для кранов малой и средней мощности. Полуавтоматические рельсовые захваты имеют электрические и ручные функции. Зажимная сила, создаваемая электродвигателем через винт и гайку, сжимает пружину. Усилие зажима значительное, он оснащен концевым выключателем, который автоматически останавливает электродвигатель после зажима гусеницы. Электрические рельсовые захваты работают автоматически, обеспечивая сильное противоскользящее усилие и надежную безопасность. В самоблокирующихся рельсовых захватах используется принцип самоблокировки. Усилие зажима создается силой ветра и увеличивается с его интенсивностью.

Козловые краны в любой комплектации в «РостТехМаш»

При желании купить козловой кран для строительства или промышленного производства обращайтесь в нашу компанию. Мы специализируемся на проектировании, изготовлении, модернизации и обслуживании крановых систем более 10 лет. Предлагаем своим клиентам индивидуальные решения, начиная от легких экономичных кранов и заканчивая оборудованием большой грузоподъемности.

Наши инженеры спроектируют оптимальную модификацию крана в соответствии с потребностями Вашего бизнеса. Для получения консультации свяжитесь с нашими специалистами любым удобным способом: заполните форму обратной связи или позвоните по телефонам, указанным на сайте.

Закрыть меню
Закажите звонок